Начальный курс
Покаяние или встреча с Богом
Вступление
Мк. 1:15 «Покайтесь и веруйте в Евангелие». После искушения Иисуса сатаной в пустыне, наступило время Его публичного служения как Сына Божьего.
Первые слова, с которыми Он обратился, были: «покайтесь и веруйте в Евангелие». Мы окружены множеством людей (а может и сами такие), которые говорят о своей вере или конфессиональной принадлежности, но с Богом не имеют ничего общего. Формируя свою веру из суеверий и обрядов, такие люди остаются духовно мертвыми для Бога. Их проблема в том, что строя «дом веры» они не понуждались в фундаменте для него.
Заметьте, первое, к чему призывает Бог человека – к покаянию, а затем – к вере в Евангелие, а не наоборот. Покаяние является первым шагом в жизни человека для приобретения спасительной веры. Вот несколько библейских доказательств этого:
Первой вестью Иоанна Крестителя было покаяние Мф.3:1-8.
Первой вестью Иисус Христа было покаяние Мф.4:17.
Апостолы были посланы на служение миру с единственным призывом: покайтесь Мк.6:7-13.
Первой вестью для людей в день сошествия Духа Святого, было: «покайтесь» Деян. 2:38.
Итак, если у человека будет искреннее покаяние, то у него будет фундамент для духовного строительства своих взаимоотношений с Богом. Если это основание будет заложено неправильно, то строение (вера) будет непрочным. Поэтому «оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» Деян. 17:30.
Чем покаяние не является
1. Это не только признание греха. Признание предшествует покаянию, но не все, кто признает грех, приходят к покаянию. Примером может служить известный Иуда Искариот. Он предал Христа за тридцать серебряников. После этого, испытывая угрызения совести, он возвращает деньги, признаваясь в соделанном: «я предал кровь невинную» Мф.27:3-5, но не покаялся, а пошел и удавился. Существует много других примеров, когда люди признаются в совершенном зле, но продолжают делать его.
2. Это не мирская печаль. Чтобы разобраться, что такое мирская печаль, давайте прочтем 2Кор. 7:10. Есть печаль ради Бога, которая ведет ко спасению, но есть печаль мирская, которая приводит к смерти. Чаще человек испытывает нужду в Боге, когда к нему пришла проблема или беда, с которой он не может справиться самостоятельно. Когда человек ищет Бога только потому, что удручен своей проблемой (долги, болезни), а не своим духовным состоянием, то такая печаль - мирская. Такие люди, по сути, ищут Божьего, а не Бога, а потому остаются духовно мертвыми и безразличными к вечному.
3. Это не только исправление. Да, есть люди, которые в силу своих убеждений или советов врачей отказываются от каких-то греховных привычек (курение, алкоголь). Однако это не означает, что они внутренне стали другими. Даже если такие люди по нравственным показателям отличаются от других в лучшую сторону, все равно они остаются «хорошими» грешниками.
4. Это не рассудочное верование в существование Бога. Рассудочная вера – это восприятие или даже согласие разума с рядом библейских утверждений, но без каких либо изменений в жизни. Иаков (2:19) называет такую веру мертвой. Среди так называемых христиан есть немало тех, кто верят в Бога по-своему. С чем-то они согласились, а с чем-то нет.
Что такое покаяние
Покаяние – это изменение образа мыслей или склада ума. Оно включает в себя не один, а все вышеуказанные пункты: признание греха; сожаление о грехе; оставление греха; сердечное обращение к Богу.
Прежде чем мы рассмотрим, как человек движется к покаянию, надо отметить следующее: никакой человек не может и не покается сам по себе, покаяние вызывается Святым Духом.
В отрывке Лк. 15:11-24 можно увидеть процесс покаяния.
Стихи 11-16 показывают испорченность человеческого ума и его бунт. Этот сын - прообраз всякого человека, решившего жить без Бога. Творец не грозил и не довлел над свободной волей человека, и отдал причитающиеся годы жизни Своему творению. Пс.89:10 говорит: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет». Когда же у человека разбились собственные планы на жизнь, и здоровья не стало, тогда ему понадобился Бог. Греховный мир предложил удовлетворить эту нужду наркотиками, алкоголем, случайными сексуальными связями. Но такая «еда» еще больше отравляет жизнь.
Стих 17. «Пришел в себя». Этот сын как бы очнулся и прозрел. «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода». Его разум начал все переоценивать. Оказывается, то, что он называл жизнью - это смерть, а хлеб отца вкуснее «свиных рожков».
Но как реагируют окружающие на подобное прозрение? Как правило, с сожалением и сочувствием. Если ты пойдешь к Богу, тогда тебе нельзя пить, нельзя «радоваться жизни», нельзя …, нельзя…. Но пришедший в себя человек уже по другому смотрит на это: оказывается мне можно не пить, можно не грешить, можно…, можно….
Стихи 18-19. «Встану и пойду к отцу». Сын решил подвести черту под своим прошлым: больше я так жить не хочу. Свое будущее он не связывает с новой попыткой самостоятельно осчастливить себя. Его решение - встретиться с отцом. Обратите внимание, какими словами он характеризует себя и свои поступки: «я согрешил и не достоин называться сыном». Он не прибегает к самооправданию, находя смягчающие его вину обстоятельства. Сын согласился с правдой о себе. Но самое главное в том, что беглец печален тем, что «согрешил против неба» – это печаль ради Бога, которая ведет ко спасению.
Стих 20. «Встал и пошел». Покаяние – встал спиной к «корыту», и пошел от греха к Отцу. Этот шаг сделать особенно трудно. И хотя в сердце пришло переосмысление ценностей, всё же неуверенность в способности изменить свой образ жизни остался. Однако, несмотря на это, сын не отложил время своего покаяния на предсмертные дни, а сразу начал свое движение к отцу.
Плод покаяния
С 20-го стиха мы видим, как начинается другой этап духовного освобождения и преображения беглеца. Этот этап называется плодом покаяния. Когда Иоанн Креститель обращался к религиозным вождям своего времени, он говорил не только о необходимости покаяния, но и о приношении достойного плода покаяния Мф.3:8. Плод покаяния – это изменение образа жизни после изменения образа мыслей. Плод является доказательством перемен в духе человека. «Кто крал, впредь не кради», т.е. не возвращайся к греховному прошлому.
Многие каются, но, к сожалению, не многие приносят плод покаяния. Причины этого можно увидеть в истории «блудного сына».
Он был настолько голодным, что порой не находил в себе сил идти. Наверное, не один раз падал в бессилии, думая, что лучше вернуться, т.к. обратная дорога к прежней жизни короче дороги к отцу. Такое же случается и с некоторыми из нас. Кажется, что нет сил сопротивляться греху. Падаем и от стыда и бессилия помышляем о возврате к прежнему. Но Иисус разбивает такой образ мыслей, указывая на позиции отца.
Отец не ожидал, пока его сын, как раб, приползет к нему и будет умолять о прощении. Отец, «пока сын был еще далеко, увидел его». Так же и наш Творец видит нас, пока мы еще далеки от совершенства, однако, видя наши попытки идти или ползти на встречу с Ним, Он, как и отец в этой притче «сжалился и, побежав, … пал на шею…и целовал».
В Лк.11:24-26 записано предупреждение для тех, кто не беспокоится о плоде покаяния. Если мы покаянием очистили и убрали свой сердечный дом, но этот дом остался не занятым, то злой дух возвращается в место своего прежнего обитания. Он не стучится и вежливо не напрашивается. Он вламывается и приводит с собой еще семь злейших себя. Чтобы этого не произошло, наше сердце должно быть заполнено Христом. Наполнение себя качествами Христа и есть приношение плода покаяния. Чем больше Он в нас, тем больше сил мы имеем для сопротивления греху.
Заключение
Для тех, кто признает себя грешником; кто решил, как «блудный сын», вернуться к Богу Отцу; кто хочет изменить свою жизнь и получить силу для этого изменения, предлагаю совершить молитву покаяния.