Начальный курс
Зачем умер Иисус Христос?
Вступление
Для многих людей ответ на этот вопрос очевиден: «Он умер за мои грехи». Да, это правильный ответ, но эти слова чаще всего звучат как заученная фраза, суть которой многим до конца неизвестна.
Это выявляет такие вопросы: «Какая связь между смертью и грехом?; Почему только смерть освобождает от греха?». Незнание осмысленного ответа на вопрос «зачем умер Иисус Христос?», приводит к неуверенности в Божьем прощении и небрежному отношению к Христу. Чтобы осознать значимость и ценность смерти Сына Божьего для нас, следует знать:
Что такое грех?
Грех – это противление воле Божьей или бездействие в ее исполнении.
1Ин. 3:4 «Грех есть беззаконие». Беззаконие это нарушение установленных границ. Необходимое понятие об этих границах записано в совести человека. Вся же полнота этого знания содержится в Библии. Зная эти границы и преступая их, человек фактически грешит.
Иак. 4:17 «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Часто человек пытается быть осторожным. Стараясь не делать другим плохого, он не делает и ничего хорошего. Такая позиция тоже называется грехом.
Последствия греха
Физический мир, в котором мы живем, функционирует по определенным законам. Например, вращение земли, соотношение кислорода и азота в воздухе, земное притяжение и т.д. Все существующие законы не были созданы людьми. Люди лишь научились их узнавать и пользоваться ими. Как бы мы ни прятались, мы не в силах отменить или видоизменить эти законы, потому что это совершенные законы, установленные совершенным Богом.
Параллельно физическому миру существует такой же реальный духовный мир, в котором тоже действуют совершенные и созданные Богом законы. Например: «не рой яму чужому сам в нее попадешь; что посеет человек, то и пожнет; не судите, да не судимы будете; прах ты и в прах возвратишься» и т.д. В отношении греха существуют такие законы:
1. «Возмездие за грех - смерть» Рим. 6:23. Действие этого закона можно увидеть на примере Адама и Евы. Они были предупреждены, что им нельзя есть плод от дерева познания добра и зла. Это был единственный запрет Бога на всевозможные желания человека. Затем звучит закон: «В день, в который ты вкусишь его, смертью ты умрешь». Как только Адам и Ева преступили границы послушания, закон начал действовать. Они были отделены от присутствия Бога – это суть смерти, и это привело к тому, что люди стали умирать физически.
Наглядный пример действия этого закона можно увидеть на следующем примере. В северной Америке, в штате Кентукки, глубоко под землей есть огромная пещера, и в ней - озеро. В озере водятся рыбы, а по берегам его – утки, которые вьют гнезда и выводят птенцов.
Для их жизни есть все необходимое: воздух, вода, пища. Нет одного – света в пещере, там вечно царит глубокий мрак. Как следствие, у всех живущих в этой пещере нет органов зрения. На том месте, где должны быть глаза – чуть заметные следы глазных яблок. Это является ярким доказательством непреложного закона жизни: если живое существо не использует свои телесные или духовные способности, они постепенно атрофируются: «Возмездие за грех – «смерть».
2. Еще один духовный закон гласит: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» Ин. 8:34. Действие этого закона также можно проиллюстрировать примерами:
В одной из телепрограмм о вреде курения, рассказали о судьбе курильщика. Из-за своей пагубной привычки сначала он потерял одну руку. После ее ампутации, первое, что он попросил еще в реанимации – закурить. Несмотря на уговоры врачей, он все же продолжал курить. Через некоторое время ему ампутировали другую руку и снова его первая просьба – закурить. Позже отрезали ногу и опять его первое требование – «дайте сигарету». И, наконец, даже после того, как он потерял оставшуюся ногу, первым желанием этого человека, которого врачи назвали «обрубок» опят, была просьба: «дайте закурить».
Всем понятно, что пьяницами и наркоманами не рождаются – ими становятся. Как только человек допускает какой-либо грех, он начинает терять власть над своей волей. Его волей овладевает грех. Это рабство может выражаться не только в «ярких» грехах, но и таких «незаметных» как ругань, гневливость, ложь и т.д.
Итак, грех несет с собой: первое – возмездие, второе – рабство. Но кто же является грешником? В Рим.3.23 на этот вопрос сказано «все». Исключений нет ни для кого. Значит, все достойны возмездия и в разной степени являются рабами греха.
Что для нас сделал Иисус Христос?
Если птица залетит в форточку, то, желая выбраться на волю, она будет метаться из угла в угол. Мы можем указывать ей направление полета, но до тех пор, пока мы не сделаем это на понятном ей языке, она не поймет нас. Иисус был в плоти человеческой, чтобы на понятном нам языке сказать, где выход, и что нужно делать.
Он, исполненный сострадания к человечеству, пришел в мир, находящийся в столь бедственном положении. Однако заметим, что даже Иисус, Сын Божий, не может изменить установленного закона жизни. Он пришел «не нарушить, но исполнить закон». В Рим. 3:24 говорится, что Он сделал для оправдания человека:
1. «Получая оправдание даром». Павел говорит, что через смерть Христа мы получили оправдание. Оправдание — юридический термин. Если бы на суде вас освободили от ответственности за преступление, то это означало бы, что вы оправданы.
Представьте себе двух человек, которые вместе учатся, двух близких друзей. Один из них стал судьей, а другой преступником. И вот однажды преступник предстал перед судьей. Он совершил преступление, за которое был признан виновным. Судья, узнав своего старого друга, стал перед дилеммой. Представляя закон, он не имел права освободить виновного. С другой стороны, он не хотел наказывать этого человека, потому что любил его. Чтобы восторжествовала справедливость, он объявил, что назначает правонарушителю штраф. Затем сошел со своего судейского места и заплатил им же установленную сумму штрафа.
Этот случай может служить иллюстрацией того, что Бог сделал для нас. По Своей справедливости Он осуждает нас, так как мы виновны, но затем по Своей любви Он приходит в Своем Сыне Иисусе Христе и несет наказание за нас. Таким образом, Он судит (потому что Он не позволяет вине быть безнаказанной), но и оправдывает, потому что платит «штраф» Сам, в лице Своего Сына, и позволяет нам быть свободными. Иисус Христос доброхотно, по собственному желанию, пошел туда, куда грех людской привел человека, и взял на Себя наше возмездие за грех. Он является и нашим Судьей, и нашим Спасителем.
Здесь следует обратить внимание на следующее: Христос не уничтожает физических последствий греховной жизни: человек, в пьяном виде потерявший руку, на всю жизнь остается безруким. Человек может получить от Бога полное оправдание; он может сделаться благословенным орудием в руке Господа, но уже никогда не станет тем, чем первоначально мог бы быть. И мы должны отдать себе во всем этом ясный отчет, глубоко этим проникнуться, чтобы как можно быстрее остановить процесс духовного разложения.
2. «Искуплением». Долг является проблемой не только сегодняшнего дня, это было проблемой также и в древнем мире. Если кто-то имел серьезные долги, то его принуждали продаваться в рабство, чтобы их выплатить. В духовном смысле так было и с нами. Но Господь Своей смертью на кресте заплатил цену выкупа (Мк 10:45). В Ин.19.30 Он сказал последнее слово: «Совершилось». Это слово в те далекие времена ставилось печатью на долговых обязательствах и означало – заплачено. Благодаря жертве и Крови Иисуса, мы освободились от силы греха. Это настоящая свобода. Иисус сказал: «Если Сын освободит вас, вы будете действительно свободными». Это не значит, что мы никогда больше не согрешим, но власть греха над нами разрушена.
В искуплении есть также и важная особенность, так как есть грехи, от власти которых даже Кровь Христа не может нас освободить. Это грехи, от которых мы не хотим отказаться. Все дело именно в этом. Кровь Христова освобождает от греха, с которым я хочу порвать. Чтобы вполне освободиться от греха, надо его лечить с двух сторон: – со стороны человека, его совершающего, и со стороны Сына Человеческого, никогда греха не знавшего. Первый должен с корнем вырвать грех из души своей, употребив для этого всю свою волю; Второй омоет вину греха Своей Кровью, и лишит его (т.е. грех) силы.
Заключение
Хочу подчеркнуть, что освобождение от возмездия и власти греха возможны только через Христа и только в той мере, насколько дверь нашего сердца открыта Ему. Бывает, что мы не вполне открываем для Бога нашу душу, но только «приоткрываем». Именно так поступает большинство людей. Но открыть наше сердце только отчасти - значит впустить в нее лишь часть жизни и дать возможность зародышу смерти оставаться в ней.