Поведение христианина

I. Определение

Христианская этика – это осмысление моральных поступков людей, основанное на том, что говорит нам Священное Писание.

Абсолютно ясным представляется нам призыв Писания к доброму поведению: «мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак. 3:13). Добродетельная жизнь христианина, проявляющаяся в его отношениях, характере, поведении и внешнем виде, должна быть настолько очевидной, чтобы окружающие его люди перестали злословить христианство, а, наоборот, «увидя добрые дела..., прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:12).

Однако в наше время множество христиан, пренебрегая Божьим повелением «быть неукоризненными и чистыми чадами Божьими, непорочными среди строптивого и развра-щенного рода» (Флп. 2:15), прельстилось тем, что никак нельзя назвать христианской моралью. Поэтому христиане должны осознать ответственность за свои поступки, прежде всего перед Богом, перед ближними, и научиться правильно вести себя везде: в семье, в церкви, на работе и в обществе.

II. Основание христианского поведения

1. Мир Евангелия – это мир тайны, заключенной внутри человеческого сердца. Именно там происходят все основные преобразования, и только они по-настоящему ценны в глазах Божьих. Отметим, что нравственность христианина далека от показной внешней праведности фарисеев, которых и сегодня так много вокруг нас:

1) Фарисеи нередко творили добро не столько перед лицом Божьим, сколько из стремления услышать похвалу людей (поэтому Господь называет их «лицемерами» или «лицедеями»).

2) Они придавали большее значение обрядам, чем «важнейшему в законе»: спра¬вед-ливости, милосердию и вере.

3) Они превращали свою праведность в инструмент для власти над другими людьми. Фарисей из притчи (Лк. 18:10 и след.) осуждается не за то, что он соблюдал заповеди, а за то, что ставил это себе в заслугу, полагая, что выполнил «условия договора» с Богом. Формально он не нарушал заповедей, но по существу оказался дальше от Бога, чем мытарь, так как в «закваске фарисейской» полностью исчезал дух смирения и покаяния.

2. Христианская вера не ставит границ нравственному возрастанию человека (в то время как нравственность фарисеев ограничивалась 613 заповедями). Идеал христианина выражен в словах: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48). Этот идеал был не отвлеченным, а воплотился в реальной личности Иисуса Христа. «Научитесь от Меня», – говорит Он (Мф. 11:29). Он не только Сын Божий, Спаситель и Учитель, но и живой конкретный Человек, и Его пример служит для верующих в Него путеводным знаком.

3. Люди призваны трудиться над собой, прилагая к тому определенные нравственные усилия, но без Божьего участия эти труды были бы тщетны.

1) Преобразования в характере, отношениях, поведении и внешнем облике христианина происходят через веру силой Духа Святого. Хотя человек по замыслу Творца является носителем образа Божьего, но в силу греховности человека этот образ настолько искажен в нас, что никак не отражает в себе Славы и величия Господа. Христос не учит о человеке как о существе добром от природы: грех коренится в его сердце и делает его своим рабом. Путь избавления от греха есть путь к свободе: «итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36). Первый шаг на этом пути – покаяние. С призыва к нему и начинает Христос Спаситель Свою проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Когда Он говорит, что пришел призвать «не праведников, но грешников» (Мф. 9:13), Он имеет в виду людей, которые, подобно мытарю из притчи, осознают свою греховность. Не случайно этот мытарь противопоставлен самодовольному фарисею, человеку, считающему себя праведным и самодостаточным.

2) Основа христианской нравственности заключается в победе над эгоизмом, в «отвержении себя» во имя любви к Богу и ближнему. Потому главная черта нравственного облика христианина может быть определена одним словом – любовь. Призыв к такой самоотверженной любви Господь называет Своей «новой заповедью»: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Как Сам Он пришел для служения людям, так и они должны не властвовать, а в смирении служить друг другу.

Итак, основанием правильного поведения человека являются его личные отношения с Богом. Обычно мы называем это духовностью. Желание Бога сделать эти отношения настоль-ко прочными и близкими, чтобы нас не осуждали не только окружающие люди, но даже наши собственные сердце и совесть (1 Ин. 3:20, 21). Потому огромным позором является, когда возрожденные христиане вместо того, чтобы показывать миру образец морали и поведения, поступают не в соответствии со своим званием и бесславят Господа: «и через них путь истины будет в поношении» (2 Пет. 2:2).

Библия учит нас отношению к старшим, начальствующим, в целом к государству, к бедным и больным, к природе, которая нас окружает, к деньгам и богатству, материальным вещам и т. д. Нет таких сфер в жизни человека, куда бы не проникал свет Божьего Слова. Многому (если не всему) мы учимся в церкви, поэтому мы должны правильно относиться к тому учению и наставлению, которое слышим с кафедры.

III. Христианин – человек высокой культуры

1. Поведение в обществе

«Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14) – эти слова Христа из Нагорной проповеди являются нормативными для каждого, кто называет себя Его последователем.

1) Недопустимо, чтобы христианин вел себя грубо или вызывающе с людьми, хамил или привлекал к себе излишнее внимание громким смехом, повышенным тоном речи, шокирующей прической или одеждой. Нельзя быть навязчивым и бестактным при разговоре. Будем помнить, что истинное украшение христианина – скромность и смирение.

2) В общественном транспорте быть внимательным и терпеливым, особенно к людям пожилым, больным и немощным, уступать им место, помогать при выходе и входе.

3) Во время движения по дороге – как пешеходам, так и водителям – соблюдать правила, быть взаимовежливыми, не подвергать необоснованному риску жизнь и здоровье людей.

4) Бережное отношение к природе как к творению Божьему и среде нашего обитания должно быть нормой жизни христианина. Недопустимы браконьерство, вырубки, поджоги, загрязнение.

5) Не должно быть крайностей в отношении к животным – от жестокости до неразумного обожания, когда «любимца семьи» превращают в идола. Иногда квартира просто превращается в зверинец из-за излишней сердобольности некоторых христианок.

6) В отношениях с соседями быть открытыми, гостеприимными, доброжелательными.

7) В финансовых вопросах необходимо быть верным и пунктуальным как в оплате тех или иных услуг, так и в возвращении долгов. Недопустимы взятки, азартные игры (игральные автоматы, рулетка, игральные карты, домино, суперлото и т.д.), расточительство, дача денег под проценты неимущим и нуждающимся.

8) Христианин должен принимать посильное участие в общественной жизни и стре-миться к совершенству во всяком предпринимаемом им деле: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3:23, 24). Надежность и добросовестность в исполнении своих обязанностей на работе, отсутствие опозданий, прогулов должны стать отличительной чертой верующего.

9) Христианин всегда (если нет противоречия со Словом Божьим!) должен являть пример образцового и законопослушного гражданина своей страны: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1).

2. Поведение в собрании

Христиане обязаны вести себя прилично везде, но особенно в доме молитвы, который наречен Домом Божьим.

1) Бережное и благочестивое отношение к молитвенному дому.

Христиане не должны поклоняться культовым зданиям, но тем не менее относиться к домам молитвы с почтением и бережливостью. Здания церквей и домов молитвы должны рассматриваться нами как особое благословение от Господа, а труд братьев и сестер по поддержанию этих зданий в чистоте и порядке должен уважаться и благословляться. Недопустимо, чтобы здания молитвенных домов приходили в запустение (Агг. 1:2–7).

2) Поведение в молитвенном доме:

  • идя в церковь, нужно быть прилично одетым, чистым и опрятным;
  • не разрешается приходить на богослужения в шортах, в открытых майках;
  • братья во время служения не должны быть в головных уборах;
  • неуместно в церкви громко разговаривать, смеяться, стучать стульями и дверями;
  • супругам неуместно публично подчеркивать свои чувства;
  • при встрече христианам хорошо не просто говорить «здравствуйте» или «доброе утро», а приветствовать друг друга словами «мир Божий вам!», «благодать и мир вам!»;
  • приходя в места проведения собраний, мы должны быть настроены на общение с Богом, готовы к слушанию Его Слова, а потому всякие внешние раздражители, такие как мобильные телефоны, на время собрания выключать;
  • вряд ли кто-то отважится пойти на прием к государственному чиновнику с жевательной резинкой во рту, щелкая семечки, но, к сожалению, некоторые христиане позволяют себе подобное при встрече с Господом;
  • особым неуважением к Богу является регулярное и беспричинное опоздание на богослужение и преждевременный уход с него во время проповеди или призыва к покаянию, что отвлекает и проповедника, и слушающих его.

3) Поведение детей.

В Евангелии от Матфея Господь Иисус Христос со всей определенностью запрещает останавливать детей, желающих приходить к Нему: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). Более того, родители обязаны приводить детей на служение. Однако это налагает на них большую ответственность за воспитание и привитие своим детям основных правил приличия и поведения в общественных местах. Родители должны научить своих детей вести себя тихо и благоразумно, так чтобы их поведение не мешало слушать или выступать другим.

4) Молитва.

Внешний вид и поведение ветхозаветного служителя в момент предстояния пред Господом был четко определен и оговорен Законом, но определяющей характеристикой была святость. Современным христианам также стоит считаться со святостью момента обращения к Господу, а потому их внешний вид, поза, манера обращения должны быть соответствующими «…все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).

Таким образом, пред Богом, в церкви, в обществе, среди неверующих, в семье и на всяком месте христианин должен вести себя с осознанием того, что глаза Господа всегда устремлены на него: «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Пр. 15:3).

Наши контакты

  • dummy(017) 276-16-76

  • dummy+375 29 2333332 (Viber)

  • dummy(017) 272-94-67

  • dummyinfo@theology.by

  • dummyFacebook

  • dummyул. Гурского, 48, г. Минск, Беларусь, 220052

Наша рассылка

Введите свой email для получения нашей рассылки