Церковные взыскания
Все члены церкви, как члены Тела Господа Иисуса Христа, должны быть научены жить жизнью святости и проявлять послушание Божьему Слову.
Апостол Павел в своих посланиях говорил о необходимости применения мер церковного взыскания. Практически во всех своих письмах он касается этого вопроса, поскольку поведение некоторых верующих требовало внимания и вмешательства.
В одних случаях все ограничивалось предупреждением, в других была необходима временная изоляция от других верующих, а в наиболее серьезных случаях Павел требовал отлучения: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. … Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:11–13).
Меры церковного взыскания должны применяться во всех случаях сознательного и нераскаянного греха. История показывает, что человечество не может жить вне мер наказания, установленных в рамках того или иного законодательства. Точно так же и в Церкви это служит ограждением ее членов от тех, кто преступил заповеди Христа, и для исправления самих согрешивших.
К членам церкви, ведущим нехристианскую жизнь, распространяющим ложное учение, попавшим в заблуждение и не желающим исправляться, применяются следующие меры церковного взыскания в зависимости от содеянного:
1. Личное обличение: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18:15).
2. Публичное предупреждение: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5:20).
3. Временное отстранение от служения, которое нес человек: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:11, 12).
4. Замечание на определенный срок (6–12 мес.). Применяется как реакция церкви на совершенный грех, если человек раскаивается.
5. Замечание на неопределенный срок, до исправления, если человек совершил грех, достойный наказания, и не совершает покаяния, но посещает церковь «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2 Фес. 3:14, 15).
6. Отлучение как высшая мера, когда согрешивший сам оставляет церковь или же нет никакой надежды на его покаяние: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16:22).
7. Запрещение посещать поместную (домашнюю) церковь отлученному и не желающему каяться человеку, когда его поведение вызывает соблазн у других. Тех, кто распространяет еретические учения и приносит разделения, верующие не принимают в свои дома и не общаются с ними, дабы оградить от осквернения себя и свои семьи: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2 Ин. 10).
Если член церкви переходит в другую христианскую общину или перестает посещать богослужения по необъективным причинам, то он выводится из списков членов церкви.
Решение о принимаемых мерах (кроме личного обличения) принимается церковным советом на основании Писания, используя, по возможности, откровения Святого Духа, т.к. только Господь знает, каково сердце данного человека. Замечание и отлучение объявляется в церкви (или в домашней церкви). Пастор ответственен за сообщение о мере наказания согрешившему. Служитель при этом должен иметь мудрость и пасторское сердце, которое всегда желает покаяния человека и его духовного исцеления.
Если член церкви исповедовался пастору в тайном грехе, который он мог скрыть, пастор не выносит вопрос на совет, а лично рекомендует согрешившему воздержаться от причастия некоторое время (3–6 мес.), молится за него и наблюдает, чтобы грех не повторялся. Если такой человек продолжает грешить, пастор не может сохранять тайну исповеди и, предупредив его об этом, выносит вопрос на церковный совет для принятия соответствующего решения.
Отлученные и взятые на замечание в период дисциплинирования не могут нести служения в церкви и участвовать в причастии.
С отлученными и взятыми на замечание неопределенного срока другие члены церкви не сообщаются. Взятые на замечание определенного срока совершили покаяние в библейском понимании этого слова, что дает право приветствовать их.
Если отлученный от церкви человек кается и приносит достойный плод покаяния, показывающий перемену в жизни, или выведенный из списка членов церкви, раскаявшись, начинает посещать богослужения, церковь восстанавливает таких в правах членов церкви.
Необходимо помнить, что наличие мер церковного взыскания напоминает всем о необходимости выполнения своего долга перед Телом Христовым во вверенном служении.