Сущность спасения. Вера, покаяние и рождение свыше.
Спасение возможно только через принятие предложенного Богом и совершенного Иисусом Христом искупления.
Оно осуществляется верой в Евангелие: «…говоря, что испол-нилось время и приблизилось Царствие Божье: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15; Лк. 1:77; Мф. 1:21) и признанием Иисуса Христа своим Господом и единственным Спаси-телем.
Начало спасения – это обращение человека к Богу, что является его положи¬тельной реакцией на совокупное воздействие Духа Святого и Слова Божьего и включает в себя покая-ние и веру в Иисуса Христа как личного Спасителя (например, покаяние людей после проповеди Петра в день Пятидесятницы. См. Деян. 2:14, 36, 38). Есть только один путь спасения – Христос: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).
Спасение обеспечено нам Божьей благодатью «…получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24), через смерть Иисуса Христа: «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:25; 5:8), Его воскресение «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10) и постоянное ходатайство за верующих: «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).
Покаянием является изменение образа мыслей и жизни человека, и оно заключается в:
1) Осознании своей греховности: «ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50:5), «потому что все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23).
2) Сожалении о грехе: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10).
3) Исповедании и отречении от греха: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
4) Оставлении греха: «Иисус сказал ей… иди и впредь не греши» Ин. 8:11.
5) Устранении последствий греха: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–26).
6) Принятии верой прощения и оправдания: «…получая оправдание даром, по благо-дати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24).
Покаяние и вера – человеческая сторона вопроса спасения. Это должен сделать всякий, желающий получить спасение: «…возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:20, 21). Вера в данном случае является и решительным действием, и образом жизни человека. Она начинается тогда, когда человек понимает невозможность заслужить спасение и у него появляется твердая уверенность в том, что он получит обещанную Богом милость во Христе Иисусе.
Стадии спасения
Спасение дается по благодати, через веру в Христа: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:16, 17) и человеческого ответа на Божью благодать – отклика веры: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31).
Три стадии спасения:
1. Совершённая стадия спасения включает личный опыт в жизни верующего, когда он получает прощение грехов и переходит от духовной смерти в духовную жизнь, от власти греха – во власть Господа: «…обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18). Это дает человеку новые личные отношения с Богом: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими» (Ин. 1:12).
2. Настоящая стадия – подтверждение полученного спасения через жизнь по Евангелию. «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:1, 2).
Эта стадия включает в себя все аспекты жизни возрожденного свыше человека (молитва, чтение Библии, освящение, исполнение Святым Духом, жизнь в Теле, благовествование и т.д.).
3. Будущая стадия спасения включает:
1) Избавление от грядущего гнева Божьего: «… будучи оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева» (Рим. 5:9).
2) Получение воскрешенного преображенного тела: «…вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15:52), вознесение на небеса и участие в славе Бога: «…призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе» (Рим. 8:29).
3) Воздаяние наград верным слугам Христа: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду» (1 Кор. 3:14; Откр.2:7).
Это будущее спасение – цель, к которой стремятся все христиане. Важно не потерять спасение: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14).
Рождение свыше
Рождение свыше – Божья сторона спасения. Это делает Бог: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6). Рождение свыше, или возрождение, – это рождение нового человека от совокупного действия на него воды (Слова Божьего) и духа (Духа Святого): «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье» (Ин. 3:5). Рождение свыше приходит в момент покаяния и представляет собой рождение нового, духовного человека, принятие им Божественной жизни, наделение человека новой природой от Бога.
Возрожденный человек имеет две природы: ветхую (плоть, ветхий человек) и новую (дух, новый человек). Между новой и ветхой природой идет непримиримая борьба: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:16, 17).
Освящение – это постоянный процесс доминирования новой природы человека над ветхой. Освящение, святость – это удаление от греха, очищение и посвящение себя Богу. Это должно стать нормой жизни возрожденного человека: «но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:15, 16).
Рождение свыше дается тем, кто кается в своих грехах, обращается к Богу и верует в Иисуса Христа как в своего Господа и Спасителя. Оно является переходом от прежней жизни греха к новой жизни послушания Иисусу Христу. Человек, истинно рожденный свыше, освобождается от рабства греха и получает духовное стремление, предрасположенность и возможность повиноваться Богу и следовать водительству Духа. Рожденные свыше живут праведной жизнью: «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин. 2:29), любят других верующих: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7), избегают жизни греха: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя» (1 Ин. 5:18).
Необходимо также обратить внимание на то, что покаяние является необходимым шагом для всех. Не секрет, что в церквях есть люди, не пережившие истинного покаяния и рождения свыше. Чаще других в такую беду попадают дети верующих родителей. С самого рождения они воспитываются в христианской среде, с раннего детства посещают богослужения, молятся, поют. Можно сказать, что они христиане. Но каждому подростку необходимо пережить личную встречу с Богом. Каждый должен лично обратиться к Богу, признавая себя грешником, искренне прося о прощении и спасении, исповедуя Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя. Необходимо пережить духовное возрождение и иметь живую веру в Иисуса Христа. Важно отметить, что религиозность не является признаком рождения свыше и спасения человека. Религия – это наша человеческая система попыток восстановления связи с Богом (в соответствии с тем или иным человеческим представлением о Нем). При этом подразумевается, что связь разорвана и Бог где-то далеко.
В этом смысле христианство предлагает нечто совершенно противоположное: не мы восстанавливаем связь с Богом, а Он Сам; Бог не удален, а «с нами во все дни до скончания века». Но всегда есть соблазн сведения живой веры, живых отношений с Богом к религии, и Иисус предупреждает учеников об этой опасности, даже о двух типах такой «религиозности»: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16:6):
– фарисейской, когда на место отношений любви подставляется исполнение заповедей, долга, ритуалов;
– саддукейской, когда на первое место ставятся наши личные и общественные челове-ческие интересы, а Церковь превращается в средство по обслуживанию этих интересов.
Христос говорит о том, что эти примеси опасны даже в малых количествах, потому что малая закваска заквашивает все тесто. Человек может посещать церковь, исполнять все правила, традиции и обряды, но не иметь истинных отношений любви с Богом, не быть исполненным Духом Святым. В таком случае данного человека нельзя назвать рожденным свыше и имеющим спасение.