Великое поручение, часть 1
Многие верующие не имеют ясного представления о том, что такое Евангелие. Они знают, что с греческого это слово переводится как «Благая весть» и что так названы первые четыре книги Нового Завета, представляющие собой жизнеописание Иисуса Христа. К сожалению, частое употребление этого слова в религиозном контексте привело к утрате его первоначального смысла.
С одной стороны, рассматривая Рим. 1:16, 17, можно сделать вывод, что Евангелие – это «сила Божья ко спасению» и дано, чтобы мы «имели жизнь». Человечеству Евангелие несет надежду на оправдание, примирение с Богом и победу над смертью.
С другой стороны, «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:1–4) открывает, что Евангелие не только говорит о вечной жизни, но и указывает, как ее обрести. А именно только через личную веру в Иисуса Христа, в Его искупительную смерть и воскресение из мертвых, получая прощение грехов и облекаясь в Божью праведность.
Итак, Евангелие – это не еще один свод заповедей и правил, призванный помочь нам достичь вечной жизни; не философия, не религия и не способ бегства от реальности. Это – весть о живом Боге и о том, что человек может получить прощение грехов и жизнь вечную через Иисуса Христа. Поскольку Евангелие – это весть, то оно в себе самом заключает необходимость его распространения.
I. Великое поручение
«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:18–20).
Эти стихи ясно передают цель, поставленную Иисусом перед Своей Церковью. Каждое слово в этом отрывке чрезвычайно важно. Буквальный перевод этих стихов с оригинала звучит так: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне вся власть на небе и на земле. Итак идя, приобретайте / воспитывайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».
В связи с масштабностью задачи, которую Христос поставил перед Своими последователями, мы называем это повеление Великим поручением. Центральное и самое главное слово в Великом поручении – «приобретайте / воспитывайте учеников». Эти слова в наибольшей степени передают волю Иисуса по отношению к Своим последователям. Ядро Великого поручения – приобретение учеников.
Два других глагола – «крестить» и «учить» употреблены, чтобы более глубоко раскрыть смысл основного действия – приобретения учеников во «всех народах». Из данных стихов можно сделать вывод, что основная задача Церкви – приобретать учеников, а не просто обращенных.
Великое поручение – это не временный план, составленный для одних лишь апостолов. Постоянно используемое слово «все» – вся власть; все народы; все, что Я повелел вам; во все дни – указывает на его масштаб. Это поручение основано на нескольких важных принципах.
Во-первых, оно основано на власти Христа. Перед тем как дать поручение Своим ученикам, Иисус объявил о Своей верховной власти над всей вселенной. В то же время Он является главой Церкви. Люди, признающие Его главенство, составляют Церковь, Его тело. Поэтому задача приобретения учеников поставлена перед всеми верующими, другими словами, перед всеми, кто признает над собой верховную власть Иисуса Христа. Великое поручение показывает народу Божьему цель, побуждает его двигаться вперед, придает смысл служению верующих.
Во-вторых, чтобы исполнить это поручение, нужно идти. Подразумевается, что исполняющие Великое поручение находятся в движении. Иисус находил и воспитывал Своих учеников не в тепличной обстановке учебного заведения, а совершая активное служение в реальном мире. Соответственно, служение Церкви в целом и служение каждого христианина в частности также должно быть активным.
Надо идти по жизни благовествуя, свидетельствуя о Христе, нести весть о спасении погибающему миру, а не ожидать, пока мир придет к нам. Исполнение Великого поручения должно быть образом жизни.
И наконец, срок действия поручения – «до скончания века». Словами «до скончания века» Иисус показывает, что эти указания остаются в силе вплоть до Его возвращения и относятся ко всей Церкви, а не только к двенадцати ученикам. Мы должны исполнять их «до скончания века», т.е. до Его возвращения за Своей Церковью. К этому времени «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14).
Исполнение Великого поручения – задача, стоящая перед Церковью. Поэтому Церковь должна всеми силами стремиться к росту через благовествование, чтобы все больше людей становилось учениками Иисуса. Все программы и служения церкви должны оцениваться в соответствии с достижением этой цели, ведут ли они к исполнению Великого поручения.
II. Основание евангелизма
Евангелизм – это донесение и провозглашение погибающим людям Благой вести (Евангелия). Оно основано:
1. На руководстве Святого Духа. Только Он может изменять сердца грешников и указывать на тех, кто уже готов услышать Благую весть. Только Бог может дать нам мудрость в словах и делах, чтобы приобретать учеников. Поэтому благовестие должно происходить в постоянной молитве. Молясь, просите Господа:
- подготовить сердца тех, к кому Он хочет обратиться через нас;
- вести нас к тем, кто уже подготовлен Святым Духом;
- помочь нести людям Евангельскую весть наиболее доступным для них способом;
- защитить посеянное Слово и укоренить его в сердцах людей.
2. На донесении главного. Благовествуя, совершенно не обязательно раскрывать перед неверующими все глубины богословия, церковной истории и традиций – необходимо лишь передать саму суть Евангелия. Важно, чтобы люди поняли главное – они могут получить про-щение грехов, общение с Богом и вечную жизнь через личную веру в смерть и воскресение из мертвых Иисуса Христа.
3. На праведности благовестника. Когда мы согрешаем, наше общение с Богом нарушается, и мы перестаем быть угодными Ему. Наша жизнь должна соответство¬вать тому, во что мы верим и что проповедуем. Люди видят нас, видят нашу жизнь, дела и поступки, которые зачастую бывают убедительнее наших слов. Искренность, сострадание и любовь к людям в сочетании с праведностью перед Богом делают нас «солью и светом» для мира.
III. Процесс евангелизма
1. Евангелизм жизнью – в данном случае евангелизм не представляет собой заранее запланированную программу, он возникает просто, в повседневных ситуациях. Неприну-жденность, дружелюбие, чувство духовной близости, сочувствие, умение быть полезным, отсутствие давления на личность, связь с жизнью, естественное поведение и искренние беседы – таковы основные черты данного метода.
Поэтому христианам следует научиться общаться с неверующими, понимать их нужды и служить им. Примером может служить самарянин в Лк. 10:30–37: он увидел израненного человека (мы не сможем завоевать грешников, если не имеем с ними контакта); он сжалился над ним; оказал конкретную помощь; лично отвез его в гостиницу. Таким образом, еван-гелизм через добрые дела позволяет установить контакт с людьми, которым провозгла¬шается Евангелие, и наглядно показывает любовь Христа.
Однако молчаливое христианское присутствие в мире, характеризуемое добрыми делами и благотворительностью, не может заменить словесное и целенаправленное пред-ставление Евангелия людям.
2. Провозглашение. Многие верующие остаются христианами так называемого «тайного служения». Они думают, что достаточно простого присутствия в мире для исполнения Великого поручения. Иисус же подразумевал, что мы будем передавать Благую весть словесно, т.е. в проповедях, учении, свидетельствах. Суть провозглашения заключается в содействии осознанному интересу и положительному отношению к вере.
Но если считать «провозглашение» конечной целью евангелизма, то существует опасность того, что мы ограничимся лишь сеянием Евангелия и забудем о жатве душ.
3. Переубеждение. Провозглашением Благой вести не заканчивается процесс евангелизма. Необходимо еще убедить людей стать верующими в Господа Иисуса Христа. Апостол Павел не пренебрегал убеждением как одним из приемов своей проповеднической деятельности. Он пишет во 2 Кор. 5:11: «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей».
Он объявляет себя посланником Христовым и провозглашает: «От имени Христова просим: примиритесь с Богом» (ст. 20). Царь Агриппа признал преследуемую Павлом цель, когда он сказал: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином» (Деян. 26:28). Павел использовал провозглашение как средство, ведущее к переубеждению.
IV. Мотивы для евангелизма
1. Это поручение Христа (см. Мф. 28:19, 20).
2. Душа человека бесценна. Вокруг нас множество людей, потерянных во грехе, лишенных надежды, предназначением которых станет вечность без Бога. Неотложность решения вопроса жатвы должна побуждать нас к действию. Когда мы по-настоящему поймем судьбу погибающих, тогда мы также осознаем срочную необходимость благовествования, т.к. «нивы побелели».
Мы можем быть единственными людьми, которые предупредят тех, кто продает свою душу за грех. Через наше свидетельство мы имеем возможность помочь людям осознать, что их жизнь после смерти определяется жизнью до смерти. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:35–38).
3. Если мы действительно верим в существование ада, то не сможем быть равнодушными, видя, как человек идет в ад, где будет мучение и огонь. Осознавая это, мы будем делать все возможное, чтобы предостеречь людей от вечной погибели.
4. Иисус Христос умер за каждого человека, живущего на земле. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Если мы отказываемся свидетельствовать об искупительной жертве Иисуса Христа – значит считаем, что за кого-то Иисус страдал напрасно.
5. Мир наполняется пустотой и грехом, но мы имеем нечто от Бога, что поможет оставить грех и дать счастье. Поэтому, если мы перестаем обличать мир во грехе и нести ему надежду об избавлении от суда Божьего, это значит, что мы считаем мир безгрешным и счастливым.
6. Желание привести всю свою семью на небеса. Для некоторых вечность принесет вечное расставание, и уже будет поздно что-либо изменить, но пока мы еще живем на земле, то время нужно использовать, чтобы в небесах быть вместе. Разве не печально осознавать, что какой-то наш родственник остался «за бортом» из-за нашего нежелания или беспечности?
7. Приближение прихода Христа. Сегодня множество людей пытаются определить близость второго пришествия Христа. Один из признаков, например, возвращение евреев в Израиль. Однако Иисус Христос в вышеупомянутом стихе дает наиболее ясный признак Своего второго пришествия на землю: конец придет лишь тогда, когда Евангелие будет проповедано всем народам. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).