Церковь. Членство в церкви
В Евангелии от Матфея (16:18) записаны следующие слова Иисуса Христа: «Я создам Церковь Мою». Это одно из многих мест Нового Завета, в которых употребляется главный греческий термин, обозначающий Церковь, – экклесиа.
Это слово состоит из предлога эк – «извне» и глагола калео – «призывать». Следовательно, под экклесиа первоначально подразумевалась группа людей, призванных и собранных для выполнения определенной цели. Это слово в Новом Завете относится к тем, кого Бог призвал из греха для общения со Своим Сыном Иисусом Христом и кто стал «согражданами святыми и своими Богу» (Еф. 2:19). Это слово всегда относится к людям и их собранию, предназначенному для поклонения и служения Господу.
В Библии свидетельство торжественного установления Церкви приведено во 2-й главе Деяний, где повествуется о дне Пятидесятницы. После наступления этого великого дня, когда Святой Дух излился на собравшихся верующих, Церковь начала активно распространять по миру весть Евангелия, как и было предсказано воскресшим Господом: «…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Начиная с этого дня Церковь продолжает развиваться в силе и под водительством того же самого Святого Духа.
Согласно Библии, слово «церковь» использовалось в трех основных значениях:
1. Вселенская (невидимая) Церковь – состоит из верующих всех времен и народов. «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9).
2. Поместная (видимая) церковь – состоит из верующих, которые собираются вместе для прославления Бога, а также для назидания, увещевания и общения друг с другом. «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26).
3. Домашняя церковь – группа верующих людей, являющихся членами поместной церкви, собирающихся для духовного общения, прославления и назидания друг друга. Общение в домашней церкви проходит на более тесном и близком уровне. Каждый из ее членов имеет возможность высказать свои нужды и проблемы с тем, чтобы все присутствующие помолились за них. Если в большой поместной церкви служителям трудно уделить достаточное внимание каждому, то здесь эта проблема легко решается, поскольку в тесном кругу люди имеют возможность поделиться друг с другом своими радостями и горестями, утешить и поддержать друг друга. «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, и домашнюю их церковь» (Рим. 16:4).
I. Библейские термины, относящиеся к церкви
1. Божий народ
Когда апостол Павел заявил: «Как сказал Бог: "вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом"» (2 Кор. 6:16; ссылка на Лев. 26:12), он заимствовал ветхозаветное описание Израиля и применил его в отношении новозаветной Церкви. Повсюду в Писании Церковь называется Божьим народом.
Будучи Божьим народом, Церковь – это собрание «избранных» людей. Это не означает, что Бог произвольно выбрал для спасения одних, а других приговорил к вечному осуждению. Божий народ называется «избранным» в Новом Завете потому, что Бог «избрал» Церковь для исполнения Его работы при водительстве и с помощью Духа Святого.
В Писании Божий народ характеризуется разными именами. Упомянем три имени: «верующие», «братья» и «ученики».
«Верующие» происходит от греческого слова «верный». Этот термин означает, что Божий народ не просто верил в спасающую работу Христа, а жил в послушании и с преданностью своему Спасителю.
«Братья» – это общий термин в греческом языке, относящийся к собранию людей, как мужчин, так и женщин. Он используется авторами Нового Завета для указания, что христиане призваны любить не только Господа, но и друг друга: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16). Такая взаимная любовь и товарищество свойственны Божьему народу и еще раз напоминают ему о том, что, независимо от индивидуальных призваний или различий в служениях, все братство имеет равное положение в присутствии Господа: «…один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья» (Мф. 23:8).
Слово «ученики» означает «учащиеся». В библейские времена это означало гораздо больше, чем простое восприятие и запоминание определенной информации, преподносимой преподавателем. Это означало, что человек стремился подражать характеру и поведению преподавателя. Божий народ воистину призван быть именно такими учениками своего Учителя Христа. Как сказал Иисус: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8:31). Иисус не пытался показать, что быть Его учеником легко и просто, но Он говорил о том, что для учеников жизненно необходимо следовать за Ним.
2. Тело Христово
Очень значимым библейским образом Церкви является выражение «Тело Христово». Оно было любимым выражением апостола Павла, который часто сравнивал взаимосвязь различных частей тела человека и их функции применительно к членам Церкви. В своих посланиях Павел подчеркивает истинное единство, которое жизненно необходимо в жизни Церкви. Например, «ибо как тело одно, но имеет многие члены... так и Христос» (1 Кор. 12:12). Тело Христово предназначено эффективно действовать как единое целое, и дары Святого Духа предназначены для того, чтобы наделить тело «Духом, одним и тем же...» для «Господа, одного и того же...» и «Бога, одного и того же, производящего все во всех... на пользу» (1 Кор. 12:4–7). Именно поэтому члены Тела Христова должны проявлять большую осторожность, чтобы «не было разделения в Теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:25). Христиане должны быть едиными и заботиться друг о друге, потому что они «все одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13). Святой Дух помогает каждому члена Тела Христова быть по-настоящему едиными друг с другом.
В то время как в Теле Христовом должно существовать единство, не лишним будет подчеркнуть, что для нормального функционирования тела необходимо и разнообразие. В том же самом контексте, в котором Павел подчеркивал необходимость единства, он утверждает: «Тело же не из одного члена, но из многих» (1 Кор. 12:14). Касательно той же аналогии в другом послании Павел заявляет: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело» (Рим. 12:4).
Бог не призывает всех членов к одному и тому же служению и не наделяет всех одним и тем же даром. Скорее, подобно телу человека, Бог организовал Церковь таким образом, чтобы она действовала наиболее эффективно, когда каждый ее член исполняет свое предназначение.
Таким образом, в Теле Христовом существует «единство в разнообразии». Один член Тела Христова не может иметь особые взаимоотношения с Господом; каждая «личность» фактически является необходимым компонентом общей структуры Церкви. Не существует личного христианства, поскольку пребывать во Христе – значит пребывать в Церкви, а пребывать в Церкви – значит пребывать во Христе, и любая попытка отделить отношение с Христом от Церкви представляет собой искаженное понимание Нового Завета.
Заключительный аспект образа Тела Христова – это связь Тела с Главой, Иисусом Христом: «и поставил Его выше всего, главою Церкви, … которая есть Тело Его» (Еф. 1:22, 23). Будучи Главой Тела, Христос является как источником, так и хлебом насущным в жизни Церкви. По мере того как члены подчиняются водительству Христа и действуют согласно Его воле, Тело Христово будет принимать духовную пищу, укрепляться и «расти возрастом Божьим» (Кол. 2:19). Такие обязательные черты Тела Христова, как единство, много¬образие и взаимность, достигаются по мере того, как Церковь «взращивается в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело... получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:15, 16).
Существует много библейских сравнений, кото¬рые помогают расширить представление человека о природе Церкви. Церковь представляется в качестве Духовного Храма: «святой храм в Господе» (Еф. 2:21), невесты Христа: «Возраду¬емся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его пригото¬вила себя …» (Откр. 19:7–9), паствы Доброго Пастыря (Ин. 10:1–18) и ветвей истинной виноградной лозы (Ин. 15:1–8).
Эти сравнения являются примером того, как Писание представляет строение и отличительные особенности единственной истинной Церкви, состоящей из искупленных людей. Эти библейские образы отражают индивидуальность Церкви и ее предназначение, которые Иисус так красиво выра¬зил в Своей святой молитве: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня ... Да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» Ин. 17:21, 23.
II. Назначение Церкви
Христос отдал Себя за Церковь и наделил ее силой Святого Духа для того, чтобы она могла исполнить Божий план и цель. Остановимся на главном:
1. Благовествование. Основным из последних указаний Иисуса Своим ученикам перед вознесением было повеление (а не предложение) евангелизировать мир: «Итак идите, научите все народы» (Мф. 28:19).
2. Поклонение и прославление Бога. Термин «поклонение» происходит от фразы «достойный поклона». Истинное поклонение характеризуется сосредоточением внимания Церкви на Господе. Необходимость в поклонении появляется не только на еженедельных служениях церкви. Фактически в каждой сфере жизни верующий должен превозносить и прославлять Господа. Именно об этом пишет Павел в своем послании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божью» (1 Кор. 10:31).
3. Воспитание (назидание). Писание неоднократно обращается к христианам с призывом «…увеща¬вайте друг друга и назидайте один другого» (1 Фес. 5:11). Назидание может производиться самыми различными способами. Например, учение и наставление других на пути Господни, помощь нуждающимся членам церкви, христианское общение и т.д. – все это различные пути назидания Тела Христова.
4. Социальная работа. Служение Иисуса характеризовалось проявлением любви, сострадания и помощи обездоленным. Поэтому выражение любви к ближнему материальным способом является действием Церкви по исполнению миссии, данной Богом.
III. Членство в церкви
Каждый истинно верующий во Христа должен быть членом поместной церкви, активно принимающим участие в ее жизни, регулярно посещающим богослужения и исполняя постановления Иисуса Христа.
Евангелия и книга Деяний Апостолов приводят сведения, доказывающие существо-вание церковного членства. Ученики Иисуса и ранние христиане были действительно перечислены и записаны (Лк. 6:12–16, Деян. 2:41).
Никто не может присоединиться к церкви подобно тому, как становятся членами клуба, общества и т.п. «Из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян. 5:13). В ранней Церкви ее члены присоединялись (прилагались) к Господу: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41).
Членом поместной церкви может быть человек, уверовавший в Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя, рожденный свыше, живущий в соответствии с заповедями Иисуса Христа и соблюдающий Основы вероучения Объединенной Церкви христиан веры евангельской и устав поместной церкви.
Желающий быть членом церкви становится им, приняв водное крещение и заполнив, при необходимости, заявление-анкету. В случае перехода из другой церкви необходимо предоставление письменного подтверждения или устное свидетельство от пастора об отсутствии у переходящего церковного взыскания.
Член церкви может добровольно выйти из состава ее членов, заявив об этом пастору. При выходе из церкви переданные ей в собственность денежные средства и имущество не возвращаются.
Член церкви имеет право:
- на внимание и заботу пастора и других служителей в своей жизни;
- на духовную и моральную помощь церкви;
- оказывать финансовую поддержку церкви через добровольные пожертвования;
- избирать и быть избранным в руководящие органы и участвовать в управлении и жизни церкви.
Член церкви обязан:
- принимать активное участие в деятельности церкви;
- вести христианский образ жизни;
- подчиняться руководству церкви в вопросах духовной жизни;
- способствовать утверждению миролюбия и евангельских идеалов, распространению христианского милосердия и справедливости в обществе.
За грубые нарушения библейских заповедей, такие как жизнь во грехе, распространение ложных доктрин, лживых сведений, порочащих честь и достоинство служителей и членов церкви, член церкви после неоднократных предупреждений и нежелания раскаяться может быть взят на замечание или исключен из ее членов.
Решение принимается Церковным советом и доводится до сведения Членского собрания. В особых случаях такое решение может быть принято Пасторским советом областного Объединения или Советом епископов Объединенной Церкви и доведено до сведения членов церкви.
Член церкви может обжаловать решение пастора или Церковного совета, подав апелляцию в Пасторский совет областного Объединения.
IV. Призвание к служению
Являясь членами церкви, мы должны трудиться в ней. Мы – часть Тела Христова, а в нем нет мертвых членов, которые ничего не делают.
Каждого из нас Господь определяет на служение, наделяя духовными дарами. Божье призвание дается по благодати: «по данной нам благодати, имеем различные дарования» (Рим. 12:6).
Господь часто призывает христианина на служение, используя для этого как посредника другого человека (например пастора церкви), давая этому служителю возможность распознать призвание брата или сестры во Христе и помочь реализовать это призвание в церкви.