Практика богослужения в белорусской церкви ХВЕ
I. Сущность богослужения
«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23, 24).
Смысл и назначение богослужения в евангельских церквах заключаются в общении Бога со Своим народом, Господа со Своей Церковью, поклоняющейся Ему «в духе и истине». В этом главная цель существования Церкви и ее служений – прославлять и поклоняться Богу, ведь все было сотворено Им и для Него.
Поклоняться – значит простираться, оказывать почести, благоговеть, с верою служить. Поэтому, собираясь вместе в определенный день недели, мы, христиане, выражаем нашу благодарность и любовь к Богу в молитвах и пении, обращаемся к Нему с просьбами и ходатайствами о совершении новых благих деяний и «оказании благовременной помощи».
Его Слово есть истина, поэтому поклонение в истине – это поклонение в соответствии с Божьим Словом.
II. Организация богослужения
Проведение богослужения в любой группе верующих всегда требует предварительного молитвенного определения порядка следования элементов служения. Особенно когда богослужение проходит в многочисленной по количеству людей поместной церкви. В 1 Кор. 14:26–40 Библия учит не только правильному применению даров Святого Духа, но и упорядочению в самом собрании: «…потому что Бог не есть [Бог] неустройства (пер. – беспорядка, непостоянства, смятения), но мира…только все должно быть благопристойно и чинно (пер. – соответствовать порядку)» (ст. 33, 40).
В этих словах нет и намека на то, что надо ограничивать проявление Божьей благодати в ходе собрания. Напротив, избавляясь от хаоса, уделяя внимание организации служения, ища откровения Святого Духа, мы способствуем работе Господа в сердцах верующих. Ни один из элементов богослужения – молитвы, прославление, проповеди, свидетельства, сбор пожертвований – не должен потерять своей значимости и быть в пренебрежении. Свобода служения заключается не в том, что все само собой устроится, а чтобы Святой Дух мог свободно действовать в собрании.
Каждое богослужение – воскресное или буднее, праздничное или обычное, является возможностью для всех приходящих пережить общение с Богом. Пастор должен сделать все зависящее от него, чтобы оно не превратилось в обряд или ритуал. При посещении служения, в котором действует Дух Святой, люди воодушевляются, назидаются в вере, преображаются в образ Христов. У людей, впервые посетивших церковь, на всю жизнь останется определенное впечатление – положительное или отрицательное.
III. Элементы и порядок богослужения
1. Содержание и форма
Поклонение Господу, поддержка и наставление верующими друг друга, обращение неверующих должны быть центром жизни и богослужений церкви. Но Священное Писание ничего не говорит нам в отношении того, в какой форме мы должны это делать. Оно указывает на содержание, но не на конкретные формы служения. Поэтому важно, чтобы формы служения, избираемые и используемые церковью, «говорили сердцу» как нынешних членов наших церквей, так и тем, кто станет ими в будущем. Нет содержания без форм, поэтому мы должны выбирать их с мудростью и любовью. Так, изменение и развитие форм поклонения Богу предусматривает, что церковь должна учитывать и потребности молодежи, но при этом не следует бездумно отбрасывать традиции, привычные для старшего поколения.
Бог предостерегает нас как от формализма, который препятствует живому присутствию Господа, так и от либерализма, когда использование мирских форм и подходов к богослужению приводит к духовной смерти верующих и уничтожает наше евангельское свидетельство для этого мира.
2. Практическое руководство
Количество богослужений среди недели определяет поместная церковь, принимая во внимание, что одного воскресного дня для поклонения Богу недостаточно. Необходимо побуждать христиан приходить на служения, возможно, более краткие, и в будние дни. Каждое богослужение в любой день – это праздник общения с Господом нашим Иисусом Христом.
Служение начинается общей молитвой церкви, после которой пастор либо один из его помощников совершает молитву благословения всего хода служения и провозглашает покров и защиту Крови Иисуса Христа на всех присутствующих в собрании людей. Это позволяет иметь четко выраженное начало служения и служит дополнительным стимулом для верующих не опаздывать, а приходить на собрание вовремя. Молитва, в которой призывается благословение на весь ход собрания, совершается единожды. Если в служении совершаются дополнительные молитвы, желательно озвучить их тему (прошение об определенной нужде, благодарность и т.д.).
Гимны прославления или псалмы из сборников духовных песен молитвенно подбираются ответственными за это членами церкви или группой прославления в соответствии со статусом того или иного служения (молитвенное, благодарственное, траурное, евангелизационное и т.д.). В общем пении должна участвовать вся церковь, поэтому пастору необходимо позаботиться об обеспечении текстом исполняемых песен всех присутствующих на собрании.
Общее пение церкви может вести хор или группа прославления как в сопровождении музыкальных инструментов, так и без него. Характер песен должен соответствовать духу собрания, их цель – прославить Бога и ввести церковь в Его присутствие. Поэтому мелодии и слова песен могут выражать и наше благоговение, и радость, и любовь, и благодарность, но должны быть простыми и доступными для общего исполнения.
Слово Божье дает множество различных примеров выражения поклонения и проявления наших эмоций. Поэтому нужно выражать наши чувства смирения, радости, ликования через преклонение колен (Еф. 3:14), восклицания («аминь!», «аллилуйя!», «слава Богу!» Пс. 105:48), поднятие рук (Пс. 133:2). Допускаются как выражение хвалы Господу рукоплескания (Пс. 46:2). Учитывая исторические и культурные традиции нашего народа, не рекомендуется использовать в общецерковных богослужениях танцы и другие чрезмерно активные формы поклонения.
Служение Слова или проповедь Евангелия является основанием и центром всего служения. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2:7). Именно через проповедь происходит утешение и наставление церкви, обличение в неправедности, призыв к труду и личной святости.
В богослужении может быть несколько проповедей, но одна из них – основная, глубоко и подробно раскрывающая библейские истины, ту или иную тему, актуальную для жизни церкви. С точки зрения восприятия слушающими и необходимости полноценно раскрыть тему рекомендуемое время основной проповеди в богослужении 30–45 минут. Неправильно, если проповедуют неподготовленные проповедники или незнакомые гости. Не дать слово гостю – не значит проявить негостеприимство.
Каждый член церкви должен ревновать, чтобы служение проходило под Божьей благодатью. При этом со стороны служителей должны быть организованность и порядок. Начинать служение вовремя. Не затягивать его искусственно, в ущерб вниманию людей. Пусть будет благоразумный подход к длительности собрания с учетом его направленности. Рекомендуемая продолжительность обычного богослужения – 1,5–2,5 часа.
Работа воскресной школы должна быть организована так, чтобы дети, посещающие церковь, могли слышать основную проповедь. Необходимо обращать внимание на поведение детей в служении. Никакой шум не должен отвлекать людей от слушания Слова.
На молитвенных служениях необходимо уделять больше времени непосредственно для молитвы. Должно возгревать общие молитвы (как на своем языке, так и на иных языках). При этом пусть не будет истерических криков, шокирующих других людей. Молитва, возносимая вслух, должна быть конкретной, без многократного повторения слов (например, «Господи, Господи»). Должна иметь место коленопреклоненная молитва.
При молитве за нужды людей необходимо обращать внимание на личную веру и усердие приходящих (т.е. не делать людей зависимыми от служителя). Если нет возможности молиться всей церковью за конкретную нужду, практиковать принцип молитвы «служитель – нуждающийся». Максимально уходить от беспредметных молитв (типа «помолитесь за нужду, Бог ее знает»).
3. Христианские праздники
Церковь христиан веры евангельской отмечает и посвящает Господу воскресенье – первый день недели (Деян. 20:7; 1 Кор. 16:2). Мы призваны учить людей в этот день максимально освобождаться от обычных дел, чтобы больше времени провести в общении с Богом.
Церковь отмечает также события, связанные с личностью Иисуса Христа:
- Рождество Иисуса Христа (Лк. 2:10, 11).
- Воскресение Иисуса Христа (Лк. 24:1–6).
- Сошествие Духа Святого на Церковь (Деян. 2:1–4).
Календарную дату празднования (согласно старому или новому стилю) устанавливает поместная церковь. Рекомендуется переходить на новый стиль, принятый всем мировым сообществом.
Празднование других событий, связанных с личностью Иисуса Христа (крещение, сретение, благовещение, вознесение, преображение), также решает поместная церковь (Рим. 14:5,6).
Перед празднованием Воскресения Иисуса Христа желательно в четверг провести причастие (хлебопреломление).
Рекомендуется отмечать праздник жатвы как благодарность Богу за плоды земли (Исх. 23:16).
Ведя исчисление времени, человечество отмечает Новый год. К сожалению, новогодняя ночь превратилась в культовую, когда люди в обязательном порядке проводят ее за обильным столом, ожидая через это благополучия в наступающем году. Детям внушается мысль о существовании мифических личностей, которые приносят подарки («волшебная троица» – Дед Мороз, Снегурочка, елочка). Но Писание говорит, что, обращаясь прямо или косвенно к ложным богам (идолам), люди на самом деле обращаются к бесам (1 Кор. 10:20). И потому необходимо как взрослым, так и детям избегать участия в подобного рода языческих мероприятиях, максимально уходить от предрассудков, ставших традицией рождественских и новогодних праздников.
Это касается и праздника Пасхи. Чтобы в детском сознании формировалась библейская суть Рождества, не нужно праздновать Рождество установлением елки. Пусть никто и ничто не затмит главную личность праздника – Иисуса Христа, пришедшего в этот мир ради нашего спасения.
Поместные церкви могут проводить специальные богослужения, посвященные библейской роли отца и матери. Дети всегда должны быть благодарными своим родителям, а в такие дни они могут по-особенному выразить им свои чувства.
Церковь ХВЕ не отмечает светские и религиозные праздники, которые ничего общего не имеют со Священным Писанием и Церковью, как, например, 23 февраля – День защитника Отечества, 8 марта – Женский день, День святого Валентина, Хэллоуин, Радуница, Деды, соблюдение 9-го, 40-го дня по смерти родственника и др.
4. Библейские требования к группам прославления
1) Участвовать в служении группы прославления имеют право только члены церкви (исключением могут быть подростковые или молодежные группы), которые кроме своих музыкальных и вокальных данных имеют благочестивый характер, ответственны, понимают роль и место прославления в общецерковных служениях. Руководитель группы (брат или сестра) – зрелый христианин, чуткий к водительству Святого Духа и имеющий духовный авторитет и музыкальные способности, соответствующие его положению.
2) Определение состава группы, прием новых ее участников должен происходить молитвенно, на основании как требований Писания, так и подтверждения через духовные дары. Ответственность за это лежит на пасторе поместной церкви.
3) По усмотрению поместной церкви пение группы может быть как без музыкального сопровождения (а капелла), так и с использованием инструментов (электронных или «живых»).
4) При исполнении песен желательно избегать автоматического многократного повторения одних и тех же слов или фраз. Конечно, при этом важно быть внимательным к действию и водительству Духа Святого, чтобы видеть, когда Он побуждает к этому.
Время песенного прославления – не более 30 мин.
5) Необходимо избегать в музыке стилей, делающих акцент на жестком ритме, громкости звучания, возбуждении эмоций и т.п. Все должно быть мелодично, гармонично и стройно. Тексты песен должны соответствовать Священному Писанию. Не использовать мелодии светских песен, даже если к ним написаны библейские слова.
6) Во время прославления группа должна воздерживаться от искусственного возбуждения эмоций присутствующих. Нельзя подменять естественное духовное действие плотскими проявлениями. Если мы согласились, что в наших условиях, условиях православной культуры, танцы, в том числе как выражение хвалы Богу, не рекомендуются, не будем их практиковать. Группа должна прививать собранию ценность искреннего новозаветного поклонения. Соблазняющие движения телом должны быть исключены: «только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).
7) Требования к внешнему виду групп прославления выше, чем к обычным верующим. Приходящие в собрание люди учатся и правилам поведения, и нормам внешнего вида, глядя на тех, кто впереди, на сцене. Группа прославления всем свои видом должна подчеркивать приличие, торжественность, являть образец для всей церкви. Сестрам нельзя носить короткие юбки (обнажающие колени или оголяющие живот) или юбки с длинными разрезами, брюки, блузки с глубоким декольте, вызывающе прозрачную одежду. Недопустима одежда с нескромными рисунками или надписями. Не рекомендуется носить броские серьги или украшения, яркий макияж. Прическа должна быть аккуратной, а не вычурной или кричащей. Также и одежда братьев должна быть опрятной. Не допускается ношение плотно облегающих брюк.
8) Руководитель группы либо кто-то из ее состава во время прославления могут вести церковь и в молитве, которая совершается между отдельными псалмами. При этом необходимо помнить, что молитва звучит в назидание всем верующим, а значит она должна быть искренней и произноситься правильными словами. Вся группа участвует в богослужении от начала до конца, не должно быть опозданий или преждевременного ухода.
9) Во время прославления не должна выделяться личность человека, все внимание и вся слава только Господу!
5. Траурное служение
Траурное (погребальное) служение не является священнодействием, потому что для самого усопшего оно уже не имеет никакого значения. Местом его проведения могут быть дом (квартира), специальный зал общественного помещения, молитвенный дом или место захоронения.
Подобные служения проводятся прежде всего для утешения родственников и близких усопшего, оказания им внимания в трудную минуту утраты, принятия участия в их скорби, вселения надежды на то, что будет встреча с нашими родными и близкими, умершими во Христе, у Господа: «не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:13, 14).
Для людей, не уверовавших в Иисуса Христа, отвергавших Его спасительную благодать, участь после смерти – вечное отделение от Бога, и изменить ее после физической кончины невозможно. Однако мы не вправе абсолютно утверждать, где будет конкретная душа проводить вечность – это определяет сам Господь как Праведный Судья: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, который и осветит скрытое во мраке…» (1 Кор. 4:5).
Если человек всю свою сознательную жизнь посвятил Христу или же совершил покаяние в конце своей жизни, то это дает нам право верить, что, переступив порог физической смерти, он будет с Господом. Есть случаи, когда только в последний миг своей жизни человек раскаивается и принимает Христа (случай с разбойником на кресте (Лк. 23:39–43)), но этот момент может быть нам неизвестен.
В ситуации, когда умирает ребенок, неспособный в силу своего возраста осознанно обратиться к Христу, Библия дает нам надежду, что Бог принимает его к Себе, «ибо таковых есть Царствие Божие». В любом случае, даже при смерти неверующих людей, церковь по просьбе верующих родственников может помочь совершить похороны, поддержав своих членов. При этом траурное богослужение проводится не с целью провозглашения умершего спасенным, а для свидетельства и благовестия. Участвовать в траурном служении – повеление Библии (Еккл. 7:2–4).
При проведении траурного служения необходимо помнить, что слово, читаемое и произносимое на погребении, обращено не к усопшему, а к живым, как увещевание, напоминание о бренности земной жизни и призыв к покаянию и вере (но тактично, без давления и навязчивости). Также произносятся свидетельства, совершаются молитвы и поются христианские гимны с соответствующей моменту тематикой – о небе, об утешении страждущих, о воскресении, о надежде в Боге.
Проведение траурного служения
1) Ответственность за похороны умершего лежит прежде всего на его родственниках, и потому служитель, принимая активное участие в процессе подготовки к погребению и похоронах, должен и их побуждать к этому.
2) Совершать похороны можно только при наличии свидетельства о смерти почившего.
3) Траурное богослужение должно проводиться по согласованию с родственниками умершего. Оно может быть как непосредственно перед выносом тела для погребения, так и в предыдущий день. Не делать служение чрезмерно длинным.
4) Траурное служение может сопровождаться плачем родных, близких, друзей (Быт. 23:2; Быт. 35:8). При этом скорбь не должна быть чрезмерной (1 Фес. 4:13–18; Ис. 57:1, 2).
Недопустимы причитания, истерика и вопли верующих родственников умершего христианина, ведь рожденный свыше ушел домой, к своему Отцу. Одежда таких родственников не должна быть чересчур мрачной.
5) Организовывая траурное служение, мы должны быть свободными от обязательных суеверных традиций народа (Ис. 2:6). Не должно быть действий, имеющих языческое происхождение, таких как завешивание зеркал, остановка часов, употребление специальной ритуальной пищи (кутьи или супа и т.п.) или оставление пищи усопшему и др. Слово Божье учит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными…» (2 Кор. 6:14).
6) Нет нужды, чтобы тело в обязательном порядке находилось ночь в доме, где умерший жил. Оно должно быть похоронено в максимально короткие сроки (Втор. 21:22, 23; Деян. 5:5–10). В случае, если тело усопшего находится ночь в доме, нет необходимости родственникам или друзьям в обязательном порядке сидеть возле него.
7) Как выносить или нести тело (вперед ногами или головой) не имеет значения, так как Библия об этом ничего не говорит.
8) Считать вполне приемлемым участие близких родственников умершего в пении во время траурного служения, их помощь в выносе тела покойного и других траурных процедурах.
9) Связывание-развязывание рук и ног тела умершего или иные подобные действия должны иметь место только при их целесообразности.
10) Не нужно класть в гроб какие-либо дополнительные предметы.
11) Рекомендуется воздерживаться от прощания с усопшим целованием мертвого тела (Лев. 21:10, 11; Числ. 19:13). Причина – не в обязанности исполнения нами нормы Ветхого Завета, а в желании отмежеваться от культа мертвых, имеющего место в религии. Библия запрещает также вопрошение умерших: «… не должен находиться у тебя … вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18:10–12).
12) После проведения краткого служения на кладбище тело предается земле (Еккл. 12:7). При погребении не сыпать горстями землю в могилу, не говорить слов «да будет земля ему пухом», «сей гроб запечатывается до воскресения из мертвых» и т.п.
13) Кремирование нежелательно. Сожжение было языческой практикой, а со стороны Божьей – олицетворением Его суда (Лев. 10:1, 2).
14) На могиле устанавливается табличка с данными умершего. Желательно воздерживаться от установления креста, ставшего в нашей стране не просто символом христианства, а предметом поклонения, если это не становится «камнем преткновения» для родственников. Необходимо отвергать ложные правила погребения (например, запрещение использовать лезвие лопаты при выравнивании холмика на могиле, а делать это лишь черенком).
15) На могиле можно ставить памятник, приносить цветы и венки (Быт. 35:19, 20. За местом захоронения необходимо ухаживать, но в разумных пределах.
16) Библия учит нас помнить наставников, что значит не забывать их, быть благодарными Богу за труд наших братьев, подражая их вере (Евр. 13:7).
6. О елеепомазании
«Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12, 13). «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14, 15).
В иудаизме применение елея в медицинских целях было распространенным явлением. Больной иудей чаще всего шел не к доктору, а к раввину, который помазывал его маслом и произносил над ним молитву. И помазание на служение (царя, священника, реже пророка), и помазание больного человека (вне зависимости от того, какая часть тела была больна) совершалось одинаково – возлиянием елея на голову.
Церковь в течение многих веков использует помазание елеем для исцеления больных. Оно символически представляет собой силу и присутствие Святого Духа и применяется для сверхъестественного исцеления по молитве веры. Помазание елеем больного показывает в первую очередь готовность человека принять помощь от Бога.
Практика применения
1. В качестве елея помазания применяется оливковое масло (возможно добавление в него ароматических веществ), над которым группой пасторов была совершена молитва благословения. Неприемлемым является использование елея, который реализуется за деньги отдельными пасторами.
2. Молитва с елеепомазанием за исцеление больного может совершаться рукоположенными служителями. При необходимости перед молитвой за исцеление больному может быть предложено исповедание (Мф. 9:2–7).
3. Вне зависимости от того, какой болезнью поражен человек и за исцеление каких органов его тела совершается молитва, елей наносится только на голову больного путем помазания (натирания) ее лобной части. Исцеление и восстановление происходит по молитве веры, сверхъестественно, через действие Святого Духа.
4. Недопустимо применение елея для помазания предметов, домов или животных. Неприемлемым является также помазание одержимых людей и как подготовка человека к смерти.
Допускается елеепомазание во время молитвы рукоположения на священнодействия.